Князь
Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он
в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972
году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны
между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший
брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал
Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы
своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него
было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он
установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда
погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти
произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в
истинности языческой веры.По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран:
послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и
греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру.
Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий
проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину
Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей,
чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы
прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное
пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их
до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на
земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы
вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя
Ольга — мудрейшая из людей».
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому
вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял
Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино-поль к императорам
Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те
отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда
Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем
невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.
В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную
немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна,
прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир
крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он
прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул:
«Теперь я познал истинного Бога!» Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников,
Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и
они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем
Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир
приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был
привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в
Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской
проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в
святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все
жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для
принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая
так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не
приняли».
В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился
сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку,
кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев;
священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый
восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ. После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде.
Первый киевский митрополит Михаил в 990 г. прибыл сюда с шестью
епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала
ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве влачили по земле и ввергли в
реку Волхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода
митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в
Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм.
Впрочем, язычество долго держалось в Ростове, так что первые два
епископа Ростовские, святые Феодор и Иларион, после многих усилий в
борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою кафедру. Для
искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь потрудились
святые епископы Леонтий и Исаия и преподобный Амвросий, архимандрит
основанной им Ростовской обители.
В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл
святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.
Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о
распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях.
Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, святая вера
была насаждена в городах Муроме, Полоцке, Владимире Волынском,
Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в земле древлянской.
Впоследствии в пределах страны вятичей (в дальнейшем Курская,
Орловская, Тульская и Калужская губернии) много потрудился для
евангельской проповеди преподобный Кукша, инок Печерской обители,
который принял от язычников мученическую смерть.
Вообще христианская вера в первое время распространялась
преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до
Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под
влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в
единое государство.
Успешному распространению веры Христовой среди русского народа
содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью
мирными средствами — проповедью, убеждением (а не огнем и мечом, как
это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам
святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.
От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев,
живших по соседству и на окраинах Руси. Так, в X - XIII веках начали
принимать крещение некоторые из финских племен (ижора и корела), чудь,
черемисы и вотяки, инородцы вологодского края и др. В начале XIII века
воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот
Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России. Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга
На западе России распространение православной веры встретилось с другим
сильным влиянием, которое шло от Римо-католической церкви. В Финляндии
проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юг от Финского залива
сначала утвердилось Православие, но впоследствии сюда проникли
латинские миссионеры из Дании. В конце ХII века в Ливонии основался
латинский орден меченосцев, который противо-действовал и русскому
влиянию, и успехам Православия. В Литве Православная вера стала
распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII
веке, когда литовские князья овладели русскими городами Новогрудком,
Слонимом, Брестом), некоторые из них приняли крещение.
Успехам святой веры в особенности способствовала в XIV веке
мученическая кончина за нее трех придворных вельмож литовского князя
Ольгерда (сына Гедимина, основателя литовского княжества), а именно
святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце того же века Литва и
подчиненная ей православная западная Русь соединились с католической
Польшей. После этого большие усилия Римских пап направляются к тому,
чтобы, во-первых, отделить юго-западные епархии от единой Российской
церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемую литовскую унию.
|